На семинаре были рассмотрены детали проекта с позиции инфраструктурного развития юга Мексики, дана оценка социальным последствиям его реализации. Д.М.Елессенко отметил, что транспортный маршрут Теуантепек имеет высокие шансы на реализацию, однако заменой Панамскому каналу он стать не сможет из-за комплекса политических и логистических препятствий. У проекта есть потенциал стать логистическим и производственным хабом, а также магистралью, связующей два океана, но в качестве транспортного пути он будет играть вспомогательную роль по отношению к Панамскому каналу.
Перешеек Теуатепек еще со времен испанской колонизации привлекал внимание как один из удобных маршрутов из Атлантического океана в Тихий. Однако долгие годы его потенциал не был раскрыт в полной мере, а после открытия Панамского канала проекты его развития и вовсе были поставлены на паузу.
Сегодня, когда трансокеанская торговля достигла колоссальных объемов, а обмелевший Панамский канал не в силах справится с грузопотоком, власти Мексики вновь вернулись к развитию транспортного коридора Теуантепека. Сухопутная переправа может стать не только дешевле подорожавшего Панамского канала, но и быстрее. Корабли в канале вынуждены неделями стоять в очереди, некоторые компании уже выбирают маршрут, огибающий всю Южную Америку.
Последние заявления президента США Д.Трампа могут привести к нарушениям стабильной работы канала и ограничить доступность его инфраструктуры для китайских компаний.
Исторические условия складываются в пользу Теуантепека, и в правительстве Мексики есть политическая воля для его реализации.